Урок 16. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

1)  Из сочинения французского историка Анри Труайя.

«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против которых выступает народ... Заменить их он решает советом из представителей «людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью, уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий, оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нем проявляется Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы Отечества».

20) Укажите, как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические рамки его правления.

21)  Назовите не менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они осуществлялись?

22) Какие исторические личности (укажите не менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие должности.

2) Текст источника

«При наступлении на Казань ему легко было захватить город при помощи медных пушек, так как [здесь] не знали ни оружия, ни осадных орудий такого рода. Отсюда московский князь начал завоевание _________, известного восточного рынка, расположенного у Каспийского моря в устье реки Волги, которая была столицей второй… орды (т. е. царства). Он отодвинул границы своих владений на 300 миль от _________ до черкесов…

Что же касается Ливонии, то срок перемирия, заключённого с ливонцами на 50 лет (на что предки этого государя согласились из-за того, что их войско было почти всё перебито под Псковом при ливонском магистре Плеттенберге), был нарушен… Московский князь оправдывает это разными доводами: и тем, что ливонцы не выполнили условий договора,

и тем, что храмы, в которых московиты в Дерпте и Ревеле исполняли церковные обряды по русскому обычаю, были разрушены лютеранами (однако это нечестивое дело было приписано католикам). Поэтому он и объявил им войну. Взяв Дерпт и другие крепости с величайшими потерями для ливонцев, он захватил большую часть Ливонии и заложил семена продолжительной войны с Польшей… Некоторое время его действия имели хороший результат, но впоследствии принесли московитам величайшие беды. Московскому князю нужно было размещать гарнизоны в чрезвычайно удалённых друг от друга областях и в многочисленных крепостях, а войну вести… в разных местах и в течение многих лет.

Защитники крепостей оставляли дома жён бездетными. Если кто-нибудь из них погибал, его место занимал другой, в результате народ очень поредел. К тому же нужно было ещё обучать стрельцов, которые пользуются небольшими ружьями. Этот вид оружия был неизвестен его предкам, пользовавшимся почти только луками и стрелами. В войско набирают каждого десятого. Они становятся либо княжескими телохранителями, либо служат на войне, либо размещены по гарнизонам крепостей. Дома они оставляют жён и детей, и иногда, в случае их гибели, дома мало-помалу лишаются людей».

 

20. Назовите московского князя, о котором идёт речь в отрывке. Укажите годы его правления.  Укажите город, название которого дважды пропущено в тексте.

21. Опираясь на текст, напишите годы войны, о которой пишет автор. А также укажите причину и повод к войне

22.Опираясь на текст источника и исторические знания, укажите о каком роде войск упоминается в тексте. Напишите еще 2 реформы органа, который создал эти войска.

 

Задание 23

 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Елены Глинской начинается ожесточённая борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Укажите хронологические рамки «боярского правления». Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин. Какие последствия оно имело? Назовите не менее трёх последствий.

Задание 24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва ются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать много полезного для страны, её правление было очень успешным». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Задание 25

Эссе

1530 - 1547

1547 - 1565