Урок 17. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

1) Из сочинения французского историка Анри Труайя.

«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными куда- то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе....

Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства.... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства....

В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».

20) Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введенный в результате описанных в документе событий?

21) Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений.

22) На основе текста и знаний по истории назовите не менее трех основных черт установленного в результате описанных событий порядка.

Задание 23

1)       Первый период правления Ивана IV (вторая половина 40-х - 50-е гг. XVI в.) был ознаменован сотрудничеством царя с Избранной радой и отсутствием серьёзных конфликтов с земельной аристократией в решении задач внутренней и внешней политики. Какие причины вызвали обострение и углубление конфликта между царём и его ближайшим окружением, между Иваном IV и княжеско-боярской аристократией, царём и отдельными городами страны в последующий период его правления (60—70-е гг. XVI в.)? Приведите не менее трёх объяснений.

2)       Сравните реформы Избранной рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).

3)       Время Ивана IV Гроз­но­го из­вест­но же­сто­ки­ми каз­ня­ми и про­из­во­лом оприч­ни­ков царя. Но в то же время были про­ве­де­ны пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые спо­соб­ство­ва­ли утвер­жде­нию за­кон­но­сти, мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, по­ряд­ка в фи­нан­сах, со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ства. На­зо­ви­те не менее трёх таких пре­об­ра­зо­ва­ний и дайте крат­кое опи­са­ние каж­до­го из них.

4)       В 1558 г. рус­ский царь Иван IV начал Ли­вон­скую войну, в пер­вые два года ко­то­рой рус­ское вой­ско одер­жа­ло ряд побед. Од­на­ко, после крат­ко­вре­мен­но­го пе­ре­ми­рия, война воз­об­но­ви­лась при более тяжёлых для рус­ской сто­ро­ны усло­ви­ях и за­кон­чи­лась по­ра­же­ни­ем Рус­ско­го го­су­дар­ства. При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­му итогу войны.

Задании 24

1)       Существует следующая точка зрения на сущность опричной политики Ивана Грозного: «Главной целью опричнины была борьба Ивана Грозного с крупным боярством — противником централизации государства». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

2)       В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внутренняя политика Ивана IV была направлена на формирование неограниченной монархии при сосредоточении всей полноты политической власти в руках царя». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. 

3)       В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Опричная по­ли­ти­ка Ивана Гроз­но­го спо­соб­ство­ва­ла укреп­ле­нию рос­сий­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го государства». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

4)       В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внешняя политика Ивана IV была неуспешной, подорвала позиции русского государства». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

5)       В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. ««Опричная политика, про­во­ди­мая Иваном Грозным, спо­соб­ство­ва­ла дальнейшему объ­еди­не­нию русских зе­мель и от­веча­ла интересам ши­ро­ких слоёв населения, стра­дав­ших от про­из­во­ла боярской аристократии». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Задании 25

Эссе: 1565 - 1584 гг.