Урок 22. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задании 20-22.

1) Из исторического источника:

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

20. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

21. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

22. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

2) Из работ современных историков.

«...Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но он же, видя успехи западных стран, стремился перенять их достижения и укоренить их в Московии. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. Алексей Михайлович не провёл реформ, ломающих "московское благочестие", во имя европеизации, как позже сделал его своенравный и решительный сын Петр Великий. Потомки и историки по-разному оценивали правление Алексея Михайловича: одни негодовали на "слабого Алексея", другие видели в том истинную мудрость правителя».

«...С уходом второго Романова завершалась огромная эпоха. Кончалась Московская Русь — начиналась Россия Нового времени. И хотя между Петровскими реформами и смертью Алексея Михайловича осталось ещё место для нескольких лет царствования Федора и регентства царевны Софьи, в массовом сознании выстроилась именно такая последовательность: царь Алексей - император Петр I. Подобная последовательность не точна хронологически, но она верна по существу».

20. К какому периоду времени (веку, хронологическим датам) относится правление Алексея Михайловича, к какому периоду — Петра Великого? Как в документе назван первый период и как - второй?

21. Какие аргументы приводят историки, характеризуя внутреннюю политику царя Алексея Михайловича как двойственную? Приведите не менее трёх аргументов.

22. В чём, по мнению историков, состояло главное отличие правления царя Алексея Михайловича от правления его сына - Петра Великого? Укажите не менее трёх положений.

3) Прочтите отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда. Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

20. К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

21. Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

22. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

4) Из исторического источника

«Здесь о сем воре ...пространнее да объявим. То был от природы донской казак, который, собрав свою партию воровскую, не малое время воровав по реке Волге, разбивая суда и топя людей, ...и уже те его дела злые дошли до Государя... Тогда Государь повелел собрать несколько войска и послать на того бунтовщика. Тот убоялся и по счастью своему собрал он ...воровские войска, пошёл Волгою вниз, ...в Каспийское море, разбои великие чинил, ...и грады Персидские там пленил..., и безмерно себя и всех своих обогатил... Потом пришла ему мысль возвратиться в Россию, и принести повинную к Царю... И когда ко граду Астрахани стал приближаться, тогда он послал от себя к воеводе возвестить, что ...идёт с повинною к Царю...

И между тем Воевода Астраханский, видя у бунтовщика многие богатства и дорогие вещи, когда лаской, а иногда и грозою их от него получал... Уже бунтовщик часто ему упоминал, чтоб он его вскоре отправлял в Москву, но Воевода, ...завидуя богатствам его, день ото дня откладывал его отправление... Тогда бунтовщик, собрав своих казаков на своё судно, великую им жалобу принёс на Воеводу того... Устремились все во град ко двору воеводскому...

Воеводу и граждан побили, и град весь побили и пленили, и имение разграбили... К ним присоединились военные там бывшие и работные всякие люди бурлаки... Собрав их многие тысячи, бунтовщик пошёл вверх по реке Волге... И шёл бунтовщик с тем намерением, чтоб ему придти во град в Москву, и всех князей и бояр и знатных людей и всё шляхетство российское побить, искоренить всякое чиноначалие и власть, и учинить то, чтоб всяк всякому был равен. И на то писал письменные листы, и послал наперёд себя по городам, сёлам и деревням, возвещая то своё злое намерение. И то его злое замышление простому народу очень было угодно: вся та чернь поднялась убивать своих господ, и присоединялась к бунтовщику».

20. К какому веку относятся описываемые в источнике события? Назовите «бунтовщика», о действиях которого говорится в источнике. Назовите государя, в правление которого происходили описываемые в источнике события.

21. Как в тексте объясняются действия «бунтовщика» и его людей против астраханского воеводы? Какие намерения «бунтовщика» при походе на Москву указываются в тексте? Приведите не менее двух положений, раскрывающих эти намерения.

22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх крупных восстаний, бунтов, произошедших в том же столетии, что и восстание, описываемое в источнике.

Задание 23.

1) В XVII в. Россию сотрясали многочисленные народные выступления — современники нередко называли этот век «бунташным». В частности, середина — вторая половина XVII в. была отмечена рядом массовых народных движений. Назовите основные причины социальных движений середины — второй половины XVII в. Укажите не менее трёх причин.

2) В 1654—1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве — Медный бунт. Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта? (Укажите одно любое изменение.)

3) Назовите не менее трёх черт государственно-политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе страны к абсолютной монархии.

4) Назовите не менее трёх изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трёх положений, характеризующих значение этого документа.  

5) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В середине XVII в. под руководством патриарха Никона были проведены реформы в Русской православной церкви. Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Укажите не менее трёх последствий.

6) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой. Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Но Собор 1666—1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона. Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь. Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провёл в заточении. В чём заключались противоречия между царём и патриархом? Назовите два противоречия. Почему стало возможным отстранение Никона от власти? Укажите две причины.

7) Сравните деятельность Земских соборов в XVI — первой половине XVII вв. и во второй половине XVII в. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что — различным (не менее двух различий).

 

Задание 24.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Царствование Алексея Михайловича имело негативные последствия для развития России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Задание 25.

Эссе:

1645 - 1676