Урок 28 - 29. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

1) Текст источника

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского

Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

2. Что он сам взял казанного… и в которое время?

3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?

4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».

20)    О каком государственном деятеле идет речь в данном отрывке. Назовите годы царствования монарха, в правление которого он находился при дворе.

21) В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?

22) Как называется период, во время которого происходили данные события. Каковы причины возникновения данного периода в истории России, и основные его особенности (назовите 2 причины и 2 особенности)

 

2) Текст источника

«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

20)    Напишите название документа. Каким органом был составлен данный документ. В каком году он был составлен. Укажите 2 цели составления данного документа.

21) Назовите имя того, кому был предложен данный документ. Назовите 2 события внутриполитической жизни, произошедших в время правления данного монарха7

22)    Были ли реализованы планы, изложенные в документе. Напишите три причины того, почему это случилось.

 

 3) Текст источника

«…дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству... l.Bce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...

7. ...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

20) Напишите название документа. В каком году он был издан. Напишите годы правления монарха, который издал документ.

21) В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения вводились для дворян , в соответствии с документом (назовите не менее 2 –х)

22)    Назовите 2 мероприятия внешней политики, которые произошли в период правления данного монарха? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян? (назовите документ, год его издания и монарха, в период правления которого он был издан).

4)  Из сочинения историка

«Правда, первые распоряжения правительства, внушённые ему своекорыстными людьми, произвели на общество благоприятное впечатление: по указу императора было возвращено из ссылки много лиц — Бирон, Миних, Лесток и др.

Затем император обнародовал документ, в котором говорилось, что при Петре Великом нужно было принуждать дворян, чтобы они служили и учились, отчего произошло много пользы, умножилось число сведущих людей, но теперь уже нет нужды в принуждении. Новый документ говорит, что дворяне могут служить, но могут и выходить в отставку, когда того захотят, кроме военного времени и за три месяца до начала войны. Неслуживые дворяне могут ехать за границу и поступать на службу к дружественным государям, но по первому требованию правительства должны вернуться на родину. Император выражал уверенность, что дворяне не будут злоупотреблять данной им свободой, будут сами служить, а детей своих будут учить наукам, и грозил ослушникам «презрением и уничтожением».

Освобождение от обязательной службы было общим желанием дворян, и некоторые шаги к нему были сделаны ещё в предшествующие правления. Мысль об окончательном освобождении дворян от обязательной службы была подсказана императору, вероятнее всего, Р. Воронцовым, который имел свои виды упрочить это царствование, так как намеревался выдать за императора свою дочь Елизавету.

Этими людьми была проведена и другая мера — уничтожение Тайной канцелярии и запрещение выкрикивать ненавистное всем «слово и дело». Затем был издан указ, позволявший беглым раскольникам возвращаться в Россию и селиться в Сибири и содержать свой закон по обычаю и по старым книгам. Это разрешение указ мотивировал тем, что в России живут и нехристиане — магометане и язычники, а раскольники всё же христиане, «точию в суеверии и упрямстве пребывающие». Кроме того, была понижена цена на соль, составлявшую казённую монополию.

20) Укажите век, в котором происходили события, упоминаемые в тексте. Назовите им

ператора, в период правления которого происходили описываемые события. Укажите название изданного императором документа, о котором идёт речь во втором абзаце отрывка.

21) Какие названные в тексте мероприятия должны были произвести благоприятное впе

чатление на общество? Укажите любые три мероприятия.

22) Каков был итог правления императора, о котором идёт речь в отрывке? Привлекая

исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

 

Задание 23

1) Во второй половине XVII — первой четверти XVIII в. происходил процесс внутренней консолидации дворянского сословия, проявлявшийся в постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей «по отечеству».

2) Укажите три события указанного периода, ставших непосредственной частью этого процесса.

3) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1725 г. Пётр I скончался в страшных мучениях, не успев сделать аспоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора? Перечислите не менее трёх претендентов на императорский трон. Укажите, кто занял престол. Назовите не менее двух причин утверждения на престоле этого претендента.

4) Фельдмаршал Б.Х. Миних однажды пошутил, сказав, что он никогда раньше не жил при трёх императорах одновременно. Существование трёх живых императоров (императриц), два из которых были уже лишены престола, было правдой. Укажите год, когда была произнесена шутка. Кто из трёх императоров (императриц) находился на престоле в этот момент?

5) Назовите одну любую причину успешности борьбы за престол этого императора (императрицы).

6) В 1730 г. члены Верховного тайного совета решили ограничить самодержавную власть и предъявили Анне Иоанновне «кондиции». Каково было отношение дворянства к «затейке верховников»? Назовите не менее двух положений. Чем закончилась попытка верховников ограничить власть? Укажите не менее двух положений.

Задание 24

1) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Русское дворянство в первой половине XVIII в. было столь же несвободно и бесправно, как и другие сословия». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

2) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Внешняя политика Российской империи во второй трети XVIII века была успешной». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

3) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказывают ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «В течение XVIII века преемники Петра I на российском престоле не внесли радикальных изменений в начатый им процесс преобразований». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

4) Существует следующая точка зрения на правление Анны Иоанновны: «Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

5) Существует следующая точка зрения на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.: «Эпоха дворцовых переворотов — значительный шаг назад в развитии государственности». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие - опровергают её.

6) Существует следующая точка зрения на период после правления Петра I: «Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть — вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Пётр Великий». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

Задание 25

Эссе: 1725 - 1762 гг.