Урок 30 - 31. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.

«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей..., повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…»

20) В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот период?

21) Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?

22) Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачёв? Назовите не менее трёх положений.

2) Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала- таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

20) О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?

21) Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II. Назовите не менее четырех реформ.

22) Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений.

 

Задание 23.

1) В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.

2) Назовите основные задачи политики просвещённого абсолютизма, проводимой Екатериной II (не менее трёх задач). Приведите не менее трёх примеров проявления этой политики. Назовите не менее трёх причин восстания под предводительством Е. И. Пугачёва. 3) Укажите не менее двух мероприятий правительства, направленных на ликвидацию привилегий яицкого казачества.

Задание 24.

1) Существует следующая точка зрения на правление императора Петра III: «Типичные черты политики просвещённого абсолютизма за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.  

 2) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказыва ются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Деятельность Екатерины II, связанную с созывом Уложенной комиссии, следует признать неудачной». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

3) Существует следующая точка зрения на деятельность Екатерины II: «Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой». Существует следующая точка зрения на характер внутренней политики Екатерины II: Внутренняя политика Екатерины II базировалась на принципах просвещённого абсолютизма, это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ преобразований. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих её.

 

Задание 25.

Эссе: 1762 - 1796 гг.