Урок 1. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Задание 21-24.

Текст 1.

 

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих»...

В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные...

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоучёность», которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей...

Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны... При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.

(И. Фролов и др.)

21)  Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?

22)   В чём, по мнению авторов, проявляется многообразие мировоззрения? Почему мировоззрение исторично? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, почему мировоззрение невозможно без знаний.

23) Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения).

24) Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что «многоучёность уму не научает».

 

Текст 2.

Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека... Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций... Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает

регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков...

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.

(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)

21)   Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?

22)  Авторы отмечают, что существует индивидуальная динамика ценностей. Используя текст и личный социальный опыт, объясните, почему ценности человека могут меняться на протяжении его жизни. Что авторы называют «экзистенциальным вакуумом»? Почему, по их мнению, «экзистенциальный вакуум» опаснее для человека и общества, чем нужда?

23)  Объясните, в чём проявляется конкретно-исторический характер социальных ценностей. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте двумя примерами конкретно-исторический характер социальных ценностей.

24)   Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения связи системы ценностных ориентаций личности с её социальной активностью.

 

Текст 3.

Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру... Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного... Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде... Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А. Г. Спиркин)

21) Что автор называет самосознанием? В чём проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.)

22)  Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.

23)   Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».

·         Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.

 

Задание 25.

1)   Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

2)   Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

3) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенность применения метода эксперимента в социальном познании.

4)  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуаль­ность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее формы про­явления индивидуальности человека, и одно предложение, кон­кретизирующее предпосылки формирования индивидуальности.

5) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «лич­ность»? Привлекая знания обществоведческого курса, со­ставьте два предложения; одно предложение, содержащее информацию о важнейших свойствах личности, и одно пред­ложение, определяющее основные институты, с помощью ко­торых происходит процесс формирования личности.

 

 

Задание 26.

1) Проиллюстрируйте тремя примерами функции мировоззрения.

2)   Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три приме­ра такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуа­цию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие чело­века.

3)   Приведите три примера проявления человека как личности.

4)    Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трёх примеров влияния социального окружения на человека. В каждом из трёх случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформи­ровалось.

5)    Назовите уровни социализации, выделяемые учёными. Дай­те характеристику каждому уровню социализации, обозначив агенты социализации.

 

 

 

Задание 27.

1)  Отечественный учёный-психолог Б. Г. Ананьев и его последо­ватели утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребёнок-маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мне­ния.

2)      Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, учёные сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50 % разновидностей личностных черт. А под влиянием каких фак­торов формируются остальные личностные качества? Опира­ясь на знания курса, укажите любые три фактора.

3)    Группа археологов проводит раскопки в Средней Азии. Им удалось обнаружить парфянские монеты и женские золотые украшения. Археологи составили описание находок. На осно­вании исследований найденных материалов была выдвинута гипотеза о развитии торговых отношений массагетских пле­мён, населяющих Среднюю Азию в древности, с Парфянским царством. Какие методы использовали учёные в своём науч­ном поиске? Укажите названия двух групп методов и проил­люстрируйте каждую одним примером из задания

 

Задание 28.

·         «Мировоззрение и его виды»

·         «Биологическое и социальное в человеке».

·         «Познание и его виды»

·         Социальное познание и его специфика

Задание 29 Эссе.

·         «Уча других, мы учимся сами» (Сократ)

·         «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах)

·         «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» (А. Поп)

·    «Создаёт человека природа, но развивает и образует его обще­ство» (В. Белинский).

·         «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивиду­альность — отстаивают» (Л. Асмолов)

·         «Человек ощущает себя, свои мысли и чувства отделёнными от всего мира — и это его оптический обман. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний». (А. Эйнштейн)

·         «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида».

(Б. Г. Ананьев)