Урок 2. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Задание 21-24.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способ­ность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообще­ния, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызы­вают, направляют и контролируют физическую реакцию системы. Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики жи­вотных, обладающих нервной системой, способных ощущать, вос­принимать и представлять окружающую действительность Сознание человека основано на способности к словесно-ло­гическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и за­вершает собой простейшие формы «прологического» — нагляд­но-действенного и наглядно-образного мышления...Любой «ставший» человеком, в отличие от животного, обла­дает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяю­щего ему отображать среду путём логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций. Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идёт о сознательных целях деятельности, связанных со способно­стью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи её значимых компонентов... Эта способность позволяет лю­дям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планиро­вать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных усло­виях способы их достижения.

 

1.   Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятель­ность человека? Какими отличительными характеристиками ав­тор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая его с пси­хикой животных?

2.   Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

3.   Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладе­ния и господства). Приведите три объяснения с опорой на обще­ствоведческие знания и факты общественной жизни.

4.   Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

 

Задание 25.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию видах истины, и одно предложение, раскрывающее один из критериев истины.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятель­ность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее осо­бенности творческой деятельности.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потреб­ность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях классификации потребностей, и одно предложение, конкретизирующее один из видов потребностей человека.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способно­сти»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о биологической основе развития способностей, и одно предложение, раскрывающее сущность таланта.

 

 

Задание 26.

·         Деятельность — это присущая только человеку форма взаи­модействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них. Сначала назовите черту, а потом пример к ней.

·         Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

·         Укажите три любые функции общения, каждую их них проиллюстрируйте примером. Сначала укажите функцию, а потом развернутый пример к ней.

·         Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Назовите и проиллюстрируйте примера­ми три вида духовных потребностей человека.

 

Задание 27

·         Тренер спортивной школы считает, что у Ирины хорошие физические данные для занятий художественной гимнастикой. Какое понятие характеризует уровень развития способностей Ирины на этом этапе? Какие ещё уровни развития способностей выделяют учёные? (Назовите два уровня.) Предположите, что нужно сделать Ирине, чтобы достичь высоких спортивных результатов.

 

·         Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, на­ходить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обрета­ется в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого уме­ния. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

·         Учёные наблюдали за бакланами, которые защищали от опасно­сти птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных сознатель­ными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных дей­ствий животных от защиты своих детей человеком.

·         Описывая человеческие потребности, американский социо­лог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее су­щество», которое редко достигает состояния полного, завер­шённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом». Сформули­руйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.

 

 

Задание 28

«Истина и ее критерии»

«Деятельность и ее виды»

«Роль потребностей в деятельности человека»

«Содер­жание и формы (виды) духовной деятельности»

«Обще­ние как форма межличностных взаимодействий».

«По­требности, интересы и способности человека».

 

Задание 29. Эссе

·         «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины». (Л. Н. Толстой)

·         «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её как золото и скрытый клад». (Джон Локк)

·         «Из утверждения и отрицания рождается истина». (Л. Фейхтвангер)

·         «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти». (Р. Тагор)

·         «Истина выше людей и не должна бояться их».(В. Г. Белинский)

·         «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу)

·         «Дайте человеку все материальные блага, но лишите его по­нятия смысла жизни — и это будет несчастный человек» (К. Ушинский)

«Потребности людей диктуют их поведение с такой же власт­ностью, как сила тяготения — движения физических тел» (Б. Ломов)