Урок 3. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Задание 21-24.

Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдалёнными друг от друга. Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно. В традиционных культурах знания в основном были тем, что антрополог Клиффорд Гиртц называл локальными знаниями. Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живём в «едином мире», который совершенно невозможно было представить для кого-то, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Средства массовой информации — газеты, журналы, кино и телевидение — часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен.

Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Например, денежные операции сейчас главным образом связаны с обменом информацией, заключённой в компьютерах. Банковский счёт — это не груда банкнот, запертая в сейфе, а последовательность цифр, напечатанная на карточке и хранящаяся в компьютере. Всякий, кто пользуется кредитными карточками, вовлечён в сложную систему электронного хранения и передачи информации. Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от «новостей», столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться радиоприёмник...

(Э. Гидденс)

1.      Как, по мнению автора, происходило распространение культуры в традиционном обществе? Как данный процесс изменился в XX столетии? Используя текст, раскройте смысл словосочетания «глобальное распространение информации».

2.      Какие функции средств массовой информации рассмотрены в тексте? Укажите любые три функции и подтвердите каждую из них положением текста.

3.      Предположите, почему автор назвал телевидение «расслабляющим» средством информации. Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами влияние телевидения на мироощущение человека.

4.      Автор полагает: «Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно». Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения мысли автора

 

Задание 25.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях современного образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее одну из тенденций современного образования в РФ.

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкуль­тура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию о любой черте молодежной субкультуры, и одно предло­жение, раскрывающее сущность контркультуры

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой функции науки, и одно предложение, определяющее любую специфическую черту современной науки

·         Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образова­ние»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информа­цию об основном пути получения образования, и одно пред­ложение, определяющее основные функции образования

 

Задание 26.

·         Назовите два проявления социальной функции науки и приведи­те два примера её осуществления.

·         Приведите три примера влияния современной науки на развитие общества.

·         Проиллюстрируйте двумя примерами утверждение о том, что: а) человек является творением культуры; б) человек является творцом культуры. (Всего в правильном полном ответе должно быть четыре примера.)

·         С помощью трёх примеров проиллюстрируйте взаимовлияние на­родной, массовой и элитарной культуры.

·         Сформулируйте две общие характеристики, которые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проил­люстрируйте их примерами

·         Массовая культура обладает как позитивными, так и негатив­ными признаками. Укажите три позитивных признака мас­совой культуры, каждый из которых проиллюстрировав кон­кретным примером

·         С помощью трёх примеров проиллюстрируйте тенденции современного об­разования. В каждом случае сначала укажите тенденцию, а затем приведите пример

 

Задание 27.

·         Один из уроков в 9 классе прошёл на выставке в городском кра­еведческом музее. Школьникам показали изготовленные кре­стьянками кружева, ткани, одежду, посуду, а также сделанные в домашних условиях тряпичные куклы. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажи­те, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.

·         В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья могут получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования обучающимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите любые две другие тенденции развития современного образования и кратко охарактеризуйте одну из них

·         Во время лекции учёный высказал следующее суждение: «Че­ловек должен переделывать себя ради истины, истина не мо­жет переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания указывал философ? Объясните, как вы по­нимаете его слова. Укажите любые две не упомянутых особенности научного познания

·         Критик так отозвался об этом произведении: «Фантастиче­ские спецэффекты, захватывающий сюжет, звёздный состав исполнителей, легко запоминающиеся песни». Предположи­те, к какой форме культуры можно отнести это произведение. Приведите три обоснования этого предположения.

·         Звезда телесериалов снялась в некоммерческом чёрно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколь-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обще­ствоведческие знания, укажите ещё один признак этой формы культуры

 

 Задание 28.

·         «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества».

·         Образование как социальный институт РФ

·         Наука как социальный институт

·         Научное познание

Задание 29 Эссе.

·         «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества» (Н. Бердяев)

·         «Всякое настоящее образование добывается только путём са­мообразования» (Н. Рубакин)

·         «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (А. Эйнштейн)

·         «Наука — это организованное знание» (Г. Спенсер)

·         «Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразуме­ние. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует» (В. Ключевский)

·         «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости под­пора, строительница градов, полков, крепость успеха в несча­стий, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник» (М. Ломоносов)

·         «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В. Амбарцумян)