Урок 1. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

 

Задания по тексту 21 - 24.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берёт это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка... Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь между такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки...

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы... Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением...

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика — капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

(П. Самуэльсон)

21 Почему, по мнению автора, решение основных вопросов экономики свободным рынком не может удовлетворить демократическое государство? Используя текст, дайте два объяснения.

22 Какие две формы государственного принуждения названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, назовите ещё одну форму государственного принуждения.

23 Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мысли автора о том, что от денежного потока зависит жизненная сила рыночной экономики.

24 Какой фактор производства автор считает основой современной экономики? Укажите другие два фактора производства, значение которых в современном обществе растёт, и в каждом случае поясните свой выбор.

 

Задание 25. 

1) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "экономическая наука"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию об основной проблеме экономической науки, и одно предложение, раскрывающее сущность любого уровня анализа в экономической теории.

2) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "экономические ресурсы"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о чертах экономических ресурсов , и одно предложение, определяющее основные факторы производства.

3) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "экономическая система"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения: одно предложение, содержащее информацию о главных вопросах экономики , и одно предложение, о способе выделения экономических систем.

Задание 26.

1) В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех примеров, доказывающих ограниченность экономических ресурсов.

2) Экономическая жизнь влияет на остальные сферы жизни. Приведите три примера, иллюстрирующих это влияние

3)В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера того, как они решаются в рыночной экономике.

Задание 27.

1) В стране Н развиваются предприятия различных форм собственности. Успех предприятий напрямую зависит от объема спроса потребителей на впускаемый товар.К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Н? По какому признаку Вы это определили? Назовите два других признака этой экономической системы

2) Государство А переживает промышленный подъем. Промышленность в своем развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности . Какая экономическая система существует в данном государстве?  Как вы это установили? Назовите два других признака данной экономической системы

Задание 28.

1) Составьте сложный план по теме " Основные типы экономических систем". План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

2) Составьте сложный план на тему : " Экономика и ее роль в жизни общества". План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

3) Составьте сложный план на тему : "Факторы производства и факторные доходы". План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

Задание 29. Темы эссе

1) "Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности в условиях ограниченности ресурсов" (Л. Питер)

2) "Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете" (П. Буаст)

3) "Реальным источником власти государства над потребителем является контроль над производством" (Ф. Хайек)