Урок 2. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Задания 21-24. Работа с текстом. 

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг, грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана. Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года... В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат..Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т.д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ..Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие — чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

21.Каково, по мнению авторов, влияние конкуренции: а) на деятельность частных фирм; б) на потребителей

22.Почему, по мнению авторов, система стимулов государственных предприятий не очень эффективна? Используя текст, укажите две причины. Привлекая обществоведческие знания, укажите ещё одну причину.

23.Какие примеры общественных благ приведены в тексте? Какова позиция авторов по вопросу производства этих благ? Укажите любые две особенности общественных благ, которые могут существенно затруднить практическую реализацию позиции авторов.

24.Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.

Задание 25.

1) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конкуренция»? Прилетая знания обществоведческого курса, составьте два предложения. Одно, содержащее информацию о видах конкурентных рынков, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих рынков.

2) Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «равновесная цена»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения. Одно предложение, содержащее информацию о о механизме формирования равновесной цены, второе предложение о об уровне равновесной цены в разных видах конкуренции

3) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок»? Составьте 2 предложения: одно, содержащее информацию о признаках рынка, второе, раскрывающее позитивную черту рынка.

4) Какой смысл ученые вкладывают в понятие «издержки»? Составьте два предложения: одно, содержащее информацию о переменных издержках, и одно, о постоянных издержках Ирмы в краткосрочном периоде.

 

Задание 26.

1)Одним из важных признаков рыночной экономики является конкуренция. Приведите 2 положительных и два отрицательных проявления конкуренции. Каждое проявление проиллюстрируйте примером.

2)Назовите три неценовых фактора спроса. Каждый фактор проиллюстрируйте примером

3)Назовите три функции рынка и проиллюстрируйте каждую примером.

 Задание 27.

1) В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z.

2) На рынке детской одежды области Z конкурируют множество крупных и средних фирм, предприятий малого бизнеса.

Какой тип конкурентного рынка иллюстрирует этот пример? Свой ответ поясните.

Определите тип (вид) данного рынка: а) по объекту купли-продажи; б) по масштабу.

 2) Еще совсем недавно, вплоть до 80-х годов прошлого столетия, бизнесмены, планируя будущую прибыль, пользовались формулой:

Цена = Издержки производства + Желаемая прибыль.

В начале XXI века, когда рынок производителя трансформировался в рынок потребителя, формула успешного бизнеса такова:

Полученная прибыль = Цена, продиктованная рынком - Издержки производства.

С каким явлением может быть связано данное изменение формулы?  Назовите 2 недостатка данного явления.

Задание 28. 

1) Составьте сложный план по теме " Конкуренция как элемент рыночного механизма». План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

2) Составьте сложный план по теме "Неценовые факторы спроса и предложения». План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

3) Составьте сложный план по теме " Рынок и рыночный механизм». План должен содержать минимум 3 пункта, 2 из которых разбиты на подпункты.

Задание 29. Темы эссе:

1)«Первая цель-качество, а прибыль придет сама» - постулат менеджмента

2)«Конкурентоспособность рождается не миром рынке, а внутри страны» (М. Портер)

3)«Рынки как парашюты-срабатывают только если они открыты» (Х. Шмидт)