Урок 2. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Работа с текстом 21-24.

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти — людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

В общественной сфере действуют коллективные нормы и коллективный выбор, становящийся обязательным для общества и подкреплённый силой государства. При разных формах демократии сфера эта может быть больше или меньше в зависимости от предшествовавшей системы отношений между частным и общественным, государством и обществом, правовым принуждением и волюнтаризмом, нуждами коллективов и индивидуальными предпочтениями.

Либеральная концепция демократии максимально ограничивает общественную сферу, в то время как социалистический или социал-демократический подходы расширяют её путём государственного регулирования, субсидий, а в ряде случаев — коллективного владения собственностью. Ни одна из этих разновидностей не является более демократичной, чем другая, — они попросту демократичны по- разному. Но в крайнем своём выражении обе могут подорвать демократию: первая — невозможностью удовлетворения коллективных потребностей и исполнения решений законной власти, вторая — отсутствием индивидуального выбора.

Ключевой элемент демократии — полноправие граждан. Истории известны жёсткие ограничения в правах, вводившиеся большинством ранних (или частичных) демократий по признакам возраста, пола, общественного статуса, расы, грамотности, владения собственностью, уплаты налогов и т. д. Право избирать и быть избранным распространялось на небольшую часть населения. Лишь некоторые социальные группы могли объединяться в общественные организации. Продолжительная борьба, доходившая порой до гражданских или межгосударственных войн, покончила с большинством этих ограничений...

Состязательность не всегда признавалась сущностным элементом демократии. В классических демократиях упор делался на прямое участие граждан в принятии решений, якобы обеспечивающее единство. Собранию граждан предстояло, выслушав различные предложения и взвесив их относительные достоинства и недостатки, избрать единый способ действий...

Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.

(Т. Карл, Ф. Шмиттер)

·Какие признаки (сущностные элементы) демократии отмечены авторами? Используя текст, укажите любые три признака (сущностных элемента).

·Какие две концепции (подхода) демократии рассмотрены авторами? Объясните, почему реализация каждой из концепций (подходов) в крайнем выражении может привести к описанной авторами ситуации подрыва демократии.

·На примере высших органов власти и должностного лица РФ покажите любые три присущих демократии легитимных способа ответственности управляющих за свои решения.

·Возможна ли прямая демократия в современном государстве? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три обоснования своего мнения.

 

Задание 25

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлении политического режима, и одно предложение, называющее основы политического плюрализма.

 

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «демократия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках демократии, и одно предложение, о видах демократии.

 

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «демократия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об условиях возникновения и развития демократии, и одно предложение, раскрывающее любой вид демократии.

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственно-территориального устройство». Составьте 2 предложения – одно о формах государственно-территориального устройства, второе – об особенностях одной из форм

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «монархия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом признаке монархии, и одно предложение, раскрывающее классификацию монархий.

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «республика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом признаке республики, и одно предложение, раскрывающее классификацию республик.

·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения политического режима , и одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного режима.

 

 

Задание 26

·Подтвердите тремя конкретными примерами наличие, в современной России политического плюрализма.

·Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства.

·Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

 

 

Задание 27.

·Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.

·Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)

·В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.

·В государстве А правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание и ответственно перед ним. Премьер-министр является главой исполнительной власти, президент избирается Законодательным собранием. В стране регулярно проходят всеобщие, прямые, равные выборы на альтернативной основе. Права и свободы граждан гарантированы. Государство А включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Законодательное собрание имеет двухпалатную структуру. Субъекты имеют право принятия собственной конституции. На основании приведенных фактов, сделайте вывод о форме государства А (Сначала укажите элемент формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них).

·В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как иструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.

 

 

Задание 28.

·Составьте план на тему «Демократия и ее признаки»

·Составьте план на тему «Формы правления»

·Составьте план на тему «Форма государства»

·Составьте план на тему «Политические режимы»

·Составьте план на тему «Форма правления в РФ»

Задание 29.

·«Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

·«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).

·«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несёт предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

·«Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль)

·«Тоталитаризм – политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан». И.Ильин