Урок 3. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Работа с текстом 21-24.

Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой — полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов... Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, в современной России существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек. интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран)...

Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений... В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности...

В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлечённость, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов — отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развёртывается вокруг конкретных проблем — общенациональных или локальных и групповых — и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.

(Г. Дилигенский)

  • ·Какие два типа личностного и группового выбора названы в тексте? В чём, по мнению автора, проявляется их связь?
  • ·Как, по мнению автора, изменяется уровень вовлечённости людей в общественно- политическую жизнь в различные периоды развития общества? Объясните любые два изменения.
  • ·Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность гражданского общества по решению конкретных (общенациональных или локальных) проблем.
  • ·Нередко высказывается мнение об особой значимости для развития общества ценностно-ориентированной общественно-политической вовлечённости людей. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

 

 

Задание 25.

  • ·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой классификации политических партий, и одно предложение, раскрывающее признак политической партии.
  • ·Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о взаимосвязи многопартийности и плюрализма, и одно предложение, показывающее многопартийность как условие раскрытия конкретного политического режима.
  • ·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах появления радикальных идеологий, и одно предложение, раскрывающее признаки любой идеологии.
  • ·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, при каком политическом режиме существует гражданское общество, и одно предложение, определяющее условие формирования гражданского общества.
  • ·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой предпосылке формирования гражданского общества, и одно предложение, раскрывающее любую из функций гражданского общества
  • ·Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правовое государство»? Привлекая знания обществоведческого курса,
  • ·составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаке правового государства, и одно предложение, раскрывающее любую функцию правового государства.

 

 

Задание 26.

  • ·Укажите три направления деятельности политической партии в обществе и проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.
  • ·С помощью трёх примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.
  • ·Раскройте на трёх примерах цели деятельности институтов гражданского общества
  • ·Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций. Укажите любые три из них.
  • ·Укажите основную цель деятельности «четвёртой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте её тремя примерами.

 

 

Задание 28.

  • ·Составьте план на тему «Политические партии и их роль в жизни общества».
  • ·Составьте план на тему «Гражданское общество в РФ»
  • ·Составьте план на тему «Правовое государство и его признаки»

 

Задание 29.

  • ·«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
  • ·«Ведь по всякому делу обнаруживается существование двух партий, консервативной и прогрессивной, вечных партий, соответствующих двум сторонам человеческой природы; силе привычки и желанию улучшений» (Н. Чернышевский).
  • ·«Свобода гражданина есть основание правового государства». Роберт фон Моль