Урок 4. Уровень 3. Задание части 2.

В заданиях части 2 из каждого типа заданий (номера) сделать одно на выбор.

Воинская обязанность и АГС

Задание 25.

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «альтернативная гражданская служба (АГС)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сроках АГС, и одно предложение, раскрывающее сущность конституционного права гражданина РФ на АГС.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «воинская обязанность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сроке воинской обязанности по призыву в РФ, и одно предложение, раскрывающее любой случай освобождения от военной службы.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «альтернативная гражданская служба»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об обстоятельствах, дающих право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, и одно предложение, раскрывающее срок прохождения альтернативной гражданской службы.

Задание 26.

  • Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами основания для прохождения АГС.
  • Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами основания для освобождения от воинской службы.

Задание 28.

  • Составьте сложный план развёрнутого ответа по теме «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба».

Юридическая ответственность. Правонарушение.

Задание 21-24.

Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права... В этой связи под составом правонарушения понимают наличие объективной и субъективной сторон, субъекта и объекта правонарушения. Причём только совокупность этих элементов позволяет говорить о наличии или отсутствии конкретного правонарушения.

Правонарушение — это не столько юридическое, сколько социальное явление, так как общим объектом всех правонарушений являются социальные сущности, прежде всего правопорядок. Правопорядок как наиболее общий объект правонарушения характеризует юридическое состояние общественных отношений, представляет суммарный итог, результат соблюдения, исполнения, использования и применения правовых норм в обществе. Понятно, что любое правонарушение в той или иной степени ослабляет правопорядок, выбивает из-под него то или иное основание, разрушает то или иное звено.

Поэтому любое правонарушение наносит ущерб, причиняет вред устойчивости, стабильности жизни общества, личным и общественным интересам, а в конечном счёте — правопорядку.

Кроме этого общего объекта правонарушения теория права выделяет конкретный объект каждого правонарушения. Это могут быть права и свободы человека, его жизнь и здоровье, собственность и безопасность. Это могут быть имущественные и финансовые интересы юридического лица, экологические интересы, это может быть и сфера государственного устройства — основы конституционного строя, форма правления, политический режим, военная сфера и т. д. Важно подчеркнуть, что объект правонарушения — это всегда личное и общественное благо, которое охраняется, обеспечивается правом. Именно формальный момент — противоправность того или иного действия (бездействия) — прежде всего характеризует правонарушение.

Поведение субъекта права составляет объективную сторону правонарушения, то есть те внешние действия, которые можно наблюдать, устанавливать, оценивать. Эта объективная сторона, в свою очередь, представляет единство трёх элементов: противоправного поведения, вреда и причинной связи между действием (бездействием) и причинённым вредом...

Субъектом правонарушения является дееспособный субъект права: вменяемый, достигший определённого возраста, гражданин государства или иностранец, не обладающий дипломатическим иммунитетом, либо лицо без гражданства.

Важное значение имеет возраст. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет, а по некоторым преступлениям — 14 лет...

Наконец, субъективная сторона. Она характеризуется виной — психическим отношением Субъекта к своему действию (бездействию), к его результатам. Свобода воли, которая определяет выбор субъектом тех или иных вариантов поведения, проявляется и в психическом отношении этого субъекта к своему поведению, его итогам.

(А. Б. Венгеров)

  • Какие два вида объектов правонарушения названы в тексте? Какой формальный момент, по мнению автора, прежде всего характеризует правонарушение?
  • Какие три элемента объективной стороны правонарушения выделил автор? Какова связь деятельности правоохранительных органов с объективной стороной правонарушения?
  • Почему возраст имеет важное значение для привлечения правонарушителя к юридической ответственности? Используя факты общественной жизни, приведите один аргумент за и один аргумент против мнения о том, что несовершеннолетние и совершеннолетние правонарушители должны нести одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения.
  • Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три суждения о том, как общество и государство могут повлиять на сокращение числа правонарушений.

Задание 21-24.

Важная сторона в существовании и динамике правоотношений — юридические факты. Юридический факт — это конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами являются, например, договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица, в наследственных отношениях. Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта — возраст, стаж и акт назначения пенсии. Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактическим составом.Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку. По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие. Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Для продавца — значение правопрекращающего факта, для покупателя — правообразующего. Сложным, разветвлённым является деление юридических фактов по волевому признаку. Здесь юридические факты прежде всего подразделяются на события (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей — рождение человека, природное стихийное явление); действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей — договоры, правонарушения и т. д.).

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и у тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т. е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор. При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины «проступки» и «поступки». Проступки — это неправомерные действия (правонарушения), наиболее опасная их разновидность — преступления. Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных действий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определённые юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непосредственно в силу норм права. Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.

(С. С. Алексеев )

  • Что автор называет юридическим фактом? Какие примеры юридических фактов приведены в тексте? Как в тексте определён термин «фактический состав»?
  • Какие виды юридических фактов по волевому признаку выделил автор? К какому из этих видов относятся поступки и проступки? Используя текст, объясните различие между поступком и проступком.
  • Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.
  • Автор указывает, что юридические факты — важная сторона в существовании правоотношений. Что такое правоотношения? Используя обществоведческие знания, укажите любые два других элемента правоотношений и кратко поясните каждый из них.

 

Задание 25.

 

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Юридическая ответственность». Составьте 2 предложения: одно – информацию об одной из целей юридической ответственности. Второе – раскрывающее особенности одного из видов юридической ответственности
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоспособность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте наступления правоспособности у физических лиц, и одно предложение, отражающее основные группы субъектов правоспособности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «дееспособность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте наступления дееспособности у физических лиц, и одно предложение, содержащее любой случай наступления дееспособности раньше установленного законом срока у физических лиц.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом принципе юридической ответственности, и одно предложение, отражающее цель юридической ответственности.
  • Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правонарушений, и одно предложение, отражающее связь правонарушения и юридической ответственности.

Задание 26.

  • Укажите три основные цели юридической ответственности, предусмотренные российским законодательством.
  • Назовите три обстоятельства, исключающих преступность деяния, совершённого гражданином, при которых он освобождается от уголовной ответственности, и проиллюстрируйте их примерами.
  • Назовите любые два характерных признака правомерного поведения и приведите два примера правомерных действий.
  • С 14 до 18 лет, до наступления полной дееспособности, физическое лицо является частично дееспособным. Приведите любые три проявления частичной дееспособности несовершеннолетних в области гражданско-правовых отношений.
  • Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три действия, которые, согласно Гражданскому кодексу РФ, вправе самостоятельно совершать малолетние (в возрасте от 6 до 14 лет).

Задание 27.

Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство. Укажите два обстоятельства, которые могли стать основанием для удовлетворения иска Н. В каком случае эмансипация наступает автоматически без решения суда?

Задание 28.

  • «Понятие и виды правоотношений».
  • «Правонарушение».
  • «Юридическая ответственность».

Задание 29.

«Жёсткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).
«Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).