Урок 44 - 45. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Работа с текстом.

Текст 1

Из воспоминаний А.В. Тырковой-Вильямс.

«Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века — короткий срок для такого резкого экономического перелома, как переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозили продать всё с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок.

Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс, помочь ему удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, отчасти и в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка...

Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овёс уходили на банковские платежи... Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье издавался манифест с разными милостями... дворянские недоимки перечислялись в основной долг».

20. Укажите, как называлась и в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите две основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идёт речь в отрывке.

21. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в описываемое время? Укажите не менее трёх причин.

22. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите не менее трёх мер правительства по поддержке дворянских хозяйств.

 

Текст 2

Из официального документа XIX в.

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение...

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в ... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».

20. Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

21. Используя информацию источника и знание курса истории, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой. Назовите не менее трёх новшеств.

22. Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите хронологические рамки этой войны.

 

Задание 23.

  • 1860-1870-е гг. в Рос­сии были озна­ме­но­ва­ны про­ве­де­ни­ем ши­ро­ко­мас­штаб­ных преобразований, ко­то­рые вошли в ис­то­рию как «Эпоха Ве­ли­ких реформ». Объясните, чем была вы­зва­на не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния ре­форм (приведите три объяснения).
  • В пер­вые годы цар­ство­ва­ния Алек­сандра II боль­шин­ство помещиков-дворян и выс­шей бю­ро­кра­тии вы­сту­па­ли про­тив от­ме­ны кре­пост­но­го права и про­ве­де­ния дру­гих реформ, впо­след­ствии на­зван­ных «великими». Од­на­ко им­пе­ра­тор был твёрдо убеждён в не­об­хо­ди­мо­сти мас­штаб­ных преобразований. Какие объ­ек­тив­ные ос­но­ва­ния были для этого у Алек­сандра II? При­ве­ди­те любые три основания. Царствование Александра II вошло в историю как период Великих реформ, проведённых практически во всех сферах общественной жизни. Многие современники предполагали, что процесс реформирования будет продолжен и в следующее царствование. Однако при воцарившемся сыне Александра II – Александре III – был принят консервативный курс внутренней политики, многие реформы прежнего царствования были скорректированы в консервативном ключе. Приведите три объяснения тому, что при Александре III не был продолжен курс на реформы.
  • В ходе Крестьянской реформы 1861 г. помещики должны были получить крупные суммы за выкупаемую у них землю, которые, как предполагалось, будут направлены на развитие их хозяйств. Однако во второй половине XIX — начале XX в. помещичье землевладение приходит в упадок и происходит массовое разорение помещиков, их землевладение сокращается. Приведите не менее трёх объяснений массовому разорению помещичьих хозяйств и продолжавшемуся сокращению помещичьего землевладения.
  • В России в 1861 году было отменено крепостное право. Назовите не менее трех положений крестьянской реформы 1861 года.
  • После отмены крепостного права движение народовольцев разразилось с новой силой. Назовите причины нового всплеска народовольческого движения. Укажите трех ее наиболее важных членов и  укажите аров был социальный состав движения.
  • В 1863 - 1864 годах бла проведена реформа образования в России. Назовите не менее трех ее положений и двух принципов.
  • В 1864 году в Росси была проведена земская реформа. Кто был створом данной реформы Назовите три ее положения и два итога.
  • Кто был автором военной реформы. Назовите три ее положения и два последствия для России.
  • В России в 1864 году была проведена судебная реформа. Назовите не менее трех изменений, которые произошли в судебной реформе России.

 

 

Задание 24

  • «В ре­зуль­та­те судебной ре­фор­мы в Рос­сии сформировалась пол­но­цен­ная система все­сослов­но­го суда, во мно­гом соответствующая наи­бо­лее передовым ев­ро­пей­ским образцам».
  • «"Положение о крестьянах, вы­шед­ших из кре­пост­ной зависимости" от 19 фев­ра­ля 1861 г. со­от­вет­ство­ва­ло ин­те­ре­сам помещиков, а не крестьян».
  • Внешняя политика Александра Второго в целом была удачной
  • Отмена крепостного права прошла в интернах помещиков
  • «В су­деб­ной ре­фор­ме 1864 г. были по­сле­до­ва­тель­но осу­ществ­ле­ны прин­ци­пы бур­жу­аз­но­го права, устра­не­ны недостатки, свой­ствен­ные су­деб­ной си­сте­ме до­ре­фор­мен­но­го периода».
  • «В ре­зуль­та­те су­деб­ной ре­фор­мы Алек­сандра II в Рос­сии была со­зда­на су­деб­ная система, со­от­вет­ство­вав­шая прин­ци­пам де­мо­кра­ти­че­ско­го судопроизводства».
  • «Распространение в Рос­сии пан­сла­вян­ских настроений, уси­ле­ние вли­я­ния Рос­сии на Балканах, более тес­ное вза­и­мо­дей­ствие с Болгарией, Сер­би­ей и дру­ги­ми сла­вян­ски­ми стра­на­ми и на­ро­да­ми после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были вы­год­ны для России».
  • «России сле­до­ва­ло из­бе­жать во­ен­но­го кон­флик­та с Тур­ци­ей в 1877 г., так как война при­ве­ла к не­га­тив­ным по­след­стви­ям для России».
  • «Результаты русско-турецкой войны 1877–1878 гг. устра­и­ва­ли Россию».
  • «Реформы Александра II укрепили российскую государственность, придали ей импульс для дальнейшего развития».

 

 Задание 25. Эссе.

  • 1855 - 1861
  • 1861 - 1881