Урок 49. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задания 20-22

Из письма германского императора Вильгельма II
русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский] сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои жела­ния, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оста­ваясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение... отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; япон­цы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Вла­дивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии [сухопутной] её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет ре­зультат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах про­должать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человече­скую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война очень непопуляр­на, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют».

20. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в пись­ме? Назовите не менее трёх причин.

22. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на перегово­ры о мире.

Из письма С.Ю. Витте российскому императору.

«При настоящем положении вещей единственный благоразумный вы­ход: войти в переговоры о мирных условиях и, чтобы хотя немного успо­коить Россию, привести в скорейшее и широкое исполнение поручение, данное высочайшим рескриптом А.Г. Булыгину. Продолжение войны бо­лее нежели опасно; дальнейшие жертвы страна при существующем со­стоянии духа не перенесет без страшных катастроф. Чтобы продолжать войну, нужны огромные деньги и обширный набор людей. Дальнейшие за­траты совершенно расстроят финансовое и экономическое положение им­перии, составляющее центральный нерв жизни современных государств. Бедность населения увеличивается, и параллельно увеличится озлобление и помрачение духа. Россия потеряет кредит, и все заграничные держатели наших фондов (между прочим, вся французская буржуазия) сделаются на­шими врагами. Новая мобилизация в широких размерах может быть сде­лана лишь при содействии силы... Огромные беспорядки могут развиться в ураган. Вообще по теперешнему времени войско нужно в самой России. Конечно, ужасно больно начать мирные переговоры, и необходимо их об­ставить условиями, охраняющими престиж царской власти. Но лучше это сделать теперь, нежели ожидать ещё более грозного будущего...

Всемилостивейший государь! Решимость нужна во всех делах. Но если решимость нужна при счастье, то она сугубо необходима при несчастье. При несчастье решимость есть первая ступень к спасению».

20. Назовите имя императора, которому адресовано послание, и хро­нологические рамки его правления.

21. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает ав­тор письма императору? Каковы его аргументы? Укажите не ме­нее трёх аргументов.

22. Приведите не менее трёх условий мирного договора, подписан­ного по итогам войны.

Задание 23

  • Назовите три причины русско-японской войны, а также укажите два ее последствия

 

Задание 24.

  • Внешняя политика Николая Второго в начале 20 века была направлена на мирное урегулирование и избегание военных конфликтов

Задание 25.

1896 – 1910