Урок 52. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22.

Текст 1.

Из телеграммы генерала С.С. Хабалова.

«Доношу, что 23 и 24 февраля, вследствие недостатка хлеба, на многих заводах возникла забастовка. 24 февраля бастовало около 200 тысяч рабочих, которые насильственно снимали работавших. Движение трамвая рабочими было прекращено. В середине дня 23 и 24 часть рабочих прорвалась к Невскому, откуда была разогнана. Насильственные действия выразились разбитием стекол в нескольких лавках и трамваях. Оружие войсками не употреблялось».

Из телеграммы министра внутренних дел А.Д. Протопопова.

«Ставка. Дворцовому коменданту. Внезапно распространившиеся в Петрограде слухи о предстоящем, якобы, ограничении суточного отпуска выпекаемого хлеба взрослым по фунту, малолетним в половинном размере, вызвали усиленную закупку публикой хлеба, очевидно, в запас, почему части населения хлеба не хватило. На этой почве 23 февраля вспыхнула в столице забастовка, сопровождавшаяся уличными беспорядками. Первый день бастовало около 90 тысяч рабочих, второй — до 160 тысяч, сегодня около 200 тысяч. Уличные беспорядки выражаются в демонстративных шествиях, частью с красными флагами, разгроме в некоторых пунктах лавок, частичном прекращении забастовщиками трамвайного движения, столкновениях с полицией. 23 февраля ранены два помощника пристава. Сегодня утром на Выборгской стороне толпой снят с лошади, избит полицмейстер полковник Шалфеев, ввиду чего полицией произведено несколько выстрелов в направлении толпы, откуда последовали ответные выстрелы. Сегодня днём более серьёзные беспорядки происходили... на Знаменской площади, где убит пристав Крылов. Движение носит неорганизованный стихийный характер... К прекращению дальнейших беспорядков принимаются энергичные меры военным начальством».

  • 20. К какому году относятся данные телеграммы? Назовите имя императора, царствовавшего в это время. Укажите название войны, в которой участвовала в описываемый период Россия.
  • 21. На основе текста телеграмм укажите не менее трёх проявившихся в описанной ситуации форм протеста рабочих.
  • 22. На основе текста и знания курса истории укажите не менее трёх причин недовольства рабочих. Приведите одно положение, раскрывающее основное последствие описанных в телеграммах выступлений для внутренней жизни страны.

Текст 2

Из воспоминаний современника.

«Попытки Г.Е. Львова, А.Ф. Керенского и даже генерала Л.Г. Корнилова включить Плеханова в состав правительства, к чему он сам вроде бы тоже склонялся, считая это своим революционным и гражданским долгом, закончились безрезультатно. Дело в том, что Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, игравший до июля роль чуть ли не второй власти в России, отказался дать Георгию Валентиновичу свое «благословение» на участие в правительстве, поскольку он [Плеханов] представлялся лидерам Совета слишком «буржуазным» и уже не популярным в народе политиком, а заговор Корнилова провалился.

«Апрельские тезисы», где был провозглашен курс на социалистическую революцию, Плеханов назвал бредом, а их автора считал целесообразным арестовать за подстрекательство к несвоевременному государственному перевороту, хотя и оговаривался, что у него нет фактов, которые свидетельствовали бы о связях лидера большевиков с германской разведкой. Основным аргументом Плеханова в споре с Лениным был ортодоксальный марксистский взгляд на необходимость отказа от преждевременного установления диктатуры пролетариата, если для этого не созрели объективные (высокий уровень развития капитализма) и субъективные (достаточный уровень культуры и сознательность пролетариата)условия».

  • 20. Назовите год описываемых событий. Укажите название правительства, о котором идёт речь в тексте. Кто возглавлял это правительство в марте — июле определенного вами года?
  • 21. Используя знания по истории, объясните, почему в октябре 1917 г. произошёл захват власти большевиками, несмотря на аргументы Г.В. Плеханова. Назовите не менее трёх причин.
  • 22. Используя текст документа и своё знание истории, объясните, каким было отношение Г.В. Плеханова к курсу В.И. Ленина на социалистическую революцию. Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего объяснения.

 

Задание 23.

  • В Апреле из Швейцарии в Россию прибыл Ленин и выступал со своими «Апрельскими тезисами». Назовите три положения даных тезисов.
  •  2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу младшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года.

 

Задание 24.

  • Февральская революция носила стихийный характер.
  • Февральская революция открыла путь для демократического развития страны

 

Задании 25. Эссе.

Февраль 1917 - октябрь 1917