Урок 62-66. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

Текст 1.

Из воспоминаний маршала Советского Союза
А.М. Василевского.

«...Если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизованы, выведены на предназначенные для них планом рубежи, развернулись на них, организовали чёткое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни войны противнику были бы нанесены такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране.

...Неправильно объяснять неудачное начало войны исключительно ошиб ками Сталина. Партия видела приближение войны и предпринимала максимум усилий, чтобы оттянуть вступление в нее Советского Союза. Это был мудрый и реалистичный курс...

...Следовало проводить форсированную мобилизацию и переводить наши пограничные военные округа в полную боевую готовность, организовывать жесткую эшелонированную оборону. Сталин не мог уловить этого переломного момента...

...Наши разведорганы... не могли в полной мере объективно оценивать поступающую информацию о военных приготовлениях фашистской Германии и честно, по-партийному, докладывать её И.В. Сталину... и [он] переоценивал возможности дипломатии в решении этой задачи...

В роковую ночь начала войны... отборные фашистские орды, обладавшие двухлетним опытом ведения войны, обрушились на наши пограничные войска и войска прикрытия».

20. А.М. Василевский считает, что И.В. Сталин «переоценивал возможности дипломатии» в надежде отдалить во времени военное столкновение с Германией. Назовите и датируйте договор, который мог бы стать иллюстрацией того, что такие дипломатические усилия действительно были.

21. Приведите не менее двух примеров того, что в СССР велась активная подготовка к войне с Германией. Укажите не менее двух причин, которые привели к жестоким поражениям Красной Армии на начальном этапе войны.

22. Опираясь на текст, назовите не менее трёх факторов, которые стали причиной поражений Красной Армии летом 1941 г. В чём А.М. Василевский видит основу для «крупных просчётов», сделанных И.В. Сталиным перед началом войны?

 

 

Текст 2

Из воспоминаний историка

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода [диктор] перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня..., слезы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

20. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание.

21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

22. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений

 

 

Текст 3

Из мемуаров Г.К. Жукова.

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты, да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

20. Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке? Как назывался план боевой операции?

21. Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления? Назовите не менее трёх факторов.

22. Каково историческое значение победы в этой битве? Укажите не менее трёх положений.

 

 

Текст 4

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

20. О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно происходило?

21. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

22. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? Укажите всего не менее трёх положений.

 

 

Текст 5

Из воспоминаний.

«Ровно в 24 часа мы вошли в зал... В зале за длинными столами... расположились генералы Красной Армии, войска которых в самый короткий срок разгромили оборону Берлина... и в целом фашистскую Германию.

— Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных сил и Верховного командования союзных войск, — заявил я, открывая заседание, — уполномочены представителями антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого главного командования...

В 0 часов 43 минуты ... подписание акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал...

В 0 часов 50 минут ... заседание, на котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооруженных сил, закрылось».

20. Назовите автора воспоминаний и дату (число, месяц, год), когда происходили описанные события.

21. Почему автору было оказано исключительно высокое доверие подписать важнейший исторический документ от СССР? Укажите не менее двух причин.

22. На основании знаний из курса истории укажите не менее двух положений, раскрывающих понятие «цена Победы».

 

Задание 23.

  • В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
  • В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
  • В 1943 г. Красная армия добилась существенных успехов, определивших её стратегическое превосходство. Назовите не менее трёх значительных военных успехов Красной армии в указанный период, приведших к данному результату.
  • С самого начала на территориях, копированных немцами, развернулось партизанское движение.Приведите не менее трех причин, по которым партизанское движение активно развернулось в 1941 году.
  • Приведите не менее трех объяснений того, что в 1943 году, Сталин распустил Коминтерн. Как это решение повлияло на исход военных действий.
  • В связи с ВОВ началась перестройка экономики на военный лад, приведите не менее трех мероприятий по переводу экономики на военный лад.
  • Во время ВОВ проходило множество международных конференций, напиши не менее трех конференций ВОв, в которых СССр принимал участие, и напишите не менее трех решений одной из них.
  • Приведите н менее трех решений, которые были приняты на Потсдамской конференции.

 

 

Задание 24

  • Неудачи СССР на первом этапе войны связаны с репрессиями 30-х годов.
  • СССР летом 1941 года собирался нанести упреждающий удар по Германии
  • Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне
  • «СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».
  • Главной причиной победы СССР в войне послужил героизм русских солдат.
  • Основной причиной победы СССР в войне стала помощь союзников.

 

 

 

Задание 25

  • Июнь 1941 - апрель  1942
  • Ноябрь 1942 - Ноябрь 1943
  • Ноябрь 1943 - май 1945