Урок 68. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

Текст 1

Из доклада Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва.

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оцен­ку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина ещё при его жиз­ни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в на­шей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, име­ющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии, — речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжёлых извращений партийных принципов, партийной демокра­тии, революционной законности...

Сталин ввел понятие «враг народа». Этот термин сразу освобождал от необходимости всяких доказательств идейной неправоты человека или лю­дей, с которыми ты ведешь полемику; он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным..., кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям...

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Мас­совые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормаль­ного следствия порождали неуверенность в людях, вызывали страх и даже озлобление...

...Ясное дело, что здесь были проявлены со стороны Сталина в целом ряде случаев нетерпимость, грубость, злоупотребление' властью. Вместо доказательств своей политической правоты и мобилизации масс он неред­ко шел по линии репрессий и физического уничтожения не только действи­тельных врагов, но и людей, которые не совершали преступлений против партии и Советской власти...»

20. На каком съезде КПСС и когда Н.С. Хрущёв выступил с данным докладом?

21. Какие заслуги Сталина перед страной признаёт Н.С. Хрущёв? Назовите не менее двух заслуг. Какие проявления «культа лич­ности» называются? Укажите не менее двух проявлений.

22. С какими личными качествами Сталина связывает Хрущёв воз­никновение «культа личности»? Что автор вкладывает в понятие «культ личности Сталина ? В общей сложности приведите не менее четырех  положений.

 

ТЕКСТ 2

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ульти­матум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требовани­ям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать... Я не могу с этим согласиться... Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, сле­дующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

...Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американ­ских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей сто­роны предпринимать меры, которые сочтём нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть всё необходимое».

20. Укажите год, когда происходило событие, о котором идёт речь в источнике. Назовите фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление.

21. Привлекая знания по истории, укажите, каковы были итоги опи­сываемых событий и в чём заключалось его историческое зна­чение. Приведите всего не менее трёх положений.

22. Как автор относится к проблеме, возникшей в международных отношениях? Приведите не менее двух его высказываний.

ТЕКСТ 3

Из Договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Со­единенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соеди­ненных Штатов Америки... стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости про­должать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

Статья I.

I. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)  в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

б)  в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радио­активных осадков за пределами территориальных границ государства...».

20. Когда был подписан договор? Укажите фамилию руководителя СССР в период подписания договора.

21. С проведением какого внешнеполитического курса советского ру­ководства связано подписание указанного договора? Почему он не был подписан в предшествующий период? Приведите не менее двух причин.

22. Определите по тексту, в чем состояли основное содержание, цель и значение договора. Назовите не менее трёх положений.

 

 

ТЕКСТ 4

Из труда современного историка.

«Сначала страну поделили на 105 экономических административных районов, в каждом из них создали советы народного хозяйства, кото­рые стали основной организационной формой управления. Одновременно были упразднены 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских мини­стерств...

Переход на управление хозяйством по территориальному принципу имел важное значение для дальнейшего развития территориального разделения труда, реально приблизил аппарат управления к предприятиям, на какое- то время внёс некоторое оживление в экономику, но в целом не улуч­шил технико-экономических показателей народного хозяйства. Продук­ция промышленности выросла незначительно,... темпы роста производи­тельности труда постоянно снижались.

Оказалось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то есть затраты на пересаживание чиновников с зашоренным мышлением из ми­нистерства в совнархоз и обратно вовсе не вызывает повышения эффек­тивности общественного производства»

20. Укажите хронологические рамки описанных реформ. Приведите не менее двух положений, раскрывающих смысл преобразований.

21. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх целей проведения описанных реформ.

22. Укажите не менее трёх причин недостаточной эффективности описанных реформ.

 

Задание 23

  • Напишите не менее трех  социальных преобразований Хрущева, и к результаты этих преобразований. Сначала преобразование – потом результат.
  • В 1954 – 1964 гг СССР проводил политику мирного сосуществования с другими странами. Приведите не менее трех примеров такой политики.
  • В 1953 гг продолжалась холодная война, напишите не менее трех событий, холодной воны, которые происходили в 1954 – 1964 гг.
  • В 1964 гг против Хрущева возник сговор в партии и он был смещен со вех постов и отправлен на пенсию. Назовите не менее трех причин недовольства политикой Хрущева в партии.

 

 

Задание 24

  • Перемены 1950-х-начала 1960-х годов были направлены на демократизацию общества
  • Перемены 1950-1960-х годов носили противоречивый, непродуманный характер
  • В 1953 – 1964 гг были достигнуты высокие успехи в науке и технике
  • Хрущеву удалось демократизировать аппарат управления страной, провести десталинизацию.
  • В период оттепели духовная жизнь в СССР по прежнему контролировалась партийными структурами.
  • Внешняя политика Хрущева привела к обострению отношений с капиталистическими странами.
  • Отстранение от власти Хрущева – победа консервативных сил, которые были против курса на реформирование.
  • Н. С. Хрущев начал борьбу с "культом личности" и политику десталинизации в целях усиления своей личной власти
  • "Доклад Н.С. Хрущёва с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."
  • «Проводимая в период "оттепели" внешняя политика способствовала снижению напряжённости в международных отношениях, была отмечена позитивными результатами».
  • «Внутренняя политика Н. С. Хрущёва имела либеральный характер».
  • «Действия Н.С. Хрущёва нанесли большой вред советскому сельскому хозяйству и положению колхозников».

 

Задание 25:

Эссе 1953 – 1964