Урок 69. Уровень 3. Задание части 2.

Ваше домашнее задание

Работа с источником

Задание 20-22

Текст 1

Из письма члена-корреспондента Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук М. Моисеева Л.И. Брежневу и
А.Н. Косыгину.

«Положение, которое сложилось в сельском хозяйстве, нетерпимо и чревато непоправимыми последствиями... Назрела необходимость приня­тия крупных экономических и политических решений по сельскому хозяй­ству:

а)  вот уже длительное время страна переживает хронический недоста­ток сельскохозяйственных продуктов. Ссылки на ошибки Сталина... и на последствия войны теперь... убедительны для детей и простаков...

б)  ...в деревне нарастание нездоровых политических настроений выра­жается в большом уходе работников из сельскохозяйственного производ­ства...

в) ...наши трудности в сельском хозяйстве, когда каждому известно, что Россия веками кормила Западную Европу, а теперь сама ввозит оттуда продовольствие... дискредитирует социалистическое сельское хозяйство.

...Причин наших неудач много. Не в малой мере они кроются в увлече­нии администрированием, навязывании предвзятых необоснованных схем и рекомендаций... Три четверти причин тяжёлого положения... кроются в том, что у нас грубо нарушались и попирались принципы и требования то­варного хозяйства... Все мои предложения в области экономических отно­шений с деревней сводятся к одному — надо восстановить... товарное про­изводство и товарный обмен в народном хозяйстве. Все разговоры о том, что это шаг назад, — плод недомыслия доктринёров».

20. В какой период написано письмо? Назовите хронологические рамки и основную отличительную особенность этого периода.

21. Какая проблема волновала автора? Назовите не менее двух при­чин волнения. В чём он видит причины неудач в сельском хо­зяйстве? Укажите не менее двух причин.

22. В чём состоит суть предложений автора? Были ли попытки их осуществить и, если да, чем они закончились? В общей сложно­сти назовите не менее четырёх положений.

 

 

Текст 2

Из статьи Ю. Кушнеровой и Т. Черниковой.

«Основные положения реформы были выработаны группой экономи­стов под руководством Либермана. Председатель Совета Министров ... был активным сторонником идей данной группы, которые сводились к ор­ганизации управляемого «социалистического рынка» на основе «хозрас­чёта» (хозяйственной самостоятельности) отдельных предприятий: госу­дарство устанавливало стабильный, общий на 5 лет план на цену, коли­чество и качество необходимой продукции, но не регламентировало, как товары будут производиться.

Кроме валовых показателей (общая цена и количество произведенной продукции), в план был введен и новый показатель — стоимость реализо­ванной продукции. Это должно было побудить заводы прекратить выпуск не пользующейся спросом продукции и повысить качество производства... Сверхплановую продукцию государство покупало по более высокой цене.

Чтобы стимулировать инициативу, часть доходов оставляли в распоря­жении предприятий. Эти фонды были разделены на 3 части: фонд матери­ального поощрения, откуда платились зарплата и премии за перевыпол­нение плана; фонд соцкультбыта, предназначенный для строительства жи­лья, детских садов, санаториев; и фонд самофинансирования, из которого предприятие закупало сырье и прочее.

Государственные инвестиции предполагались с целью реконструкции производства, внедрения достижений НТР, в том числе и приобретённых за границей».

20. Какое название получили преобразования в экономике СССР, указанные в статье? Какой год стал началом их проведения?

21. Используя текст статьи, укажите не менее двух признаков, отно­сящихся к системе управляемого «социалистического рынка». Назовите не менее двух способов, которыми государство стиму­лировало инициативу промышленных предприятий.

22. Используя знание курса истории России, укажите не менее двух отраслей и направлений советской науки и техники, в которых были достигнуты большие успехи и которые внедрялись в про­изводство, для обеспечения военного паритета в противостоянии с США в годы «холодной войны». Приведите не менее двух фак­тов, подтверждающих успехи советской науки и техники

 

 

 

Текст 3

Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС.

«Совершенно секретно.

Среди научной, технической и части творческой интеллигенции рас­пространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик Са­харов, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической си­стемы». Математики и экономисты должны, в связи с этим заблаговремен­но разработать её модель с тем, чтобы она являлась синтезом положитель­ного опыта в существующих ныне общественно-политических системах.

В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «огра­ничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии даёт пра­во на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия с официальным кур­сом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, пороча­щих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.

На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литерату­ры происходит определённая консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции...

...Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось полити­ческое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, ак­тивистов и опирается на значительное число сочувствующих, не прини­мая чёткой формы организации, ставит себе определённые цели и избирает определённую тактику, добивается легальности».

Основные задачи «движения» включают в себя «демократизацию стра­ны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, со­противление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремиз­мом любого толка»».

20. Какое общее название получило движение, о котором говорит­ся в документе? В какое десятилетие оно возникло и кто был руководителем СССР в этот период?

21. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх средств, которые использовались властью в борьбе с данным движением.

22. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх общих целей, которые ставили перед собой большинство пред­ставителей описанного в тексте движения.

 

Задание 23

  • Назовите не менее трех положений реформ, проводимых Косыгиным. Сначала напишите реформу, а потом  ее последствие.
  • Назовите не менее трех причин того, что реформы Косыгина были свернуты в 1970 г;
  • В 1970 -х годах начали проявляться кризисные явления в экономической  и социальной сфере. Укажите не менее трех проявлений  таких явлений.
  • В 1970 -х годах начали проявляться кризисные явления в политической  сфере. Укажите не менее трех проявлений  таких явлений.
  • В 1965 – 1985 гг одной из основных задач было сплочение стран социалистического лагеря. Назовите не менее трех мероприятий советского правительства по выполнению этих зада.
  • Назовите не менее трех мероприятий относящихся к политике разряди в 1965 – 1984 гг.

 

Задание 24

  • Внешняя политика Брежнева была основана на принципах мирного сосуществования с капиталистическими странами.
  • Период правления Брежнева ошибочно называют застоем, так как в это время социально-экономическая и культурная жизнь страны сделала большой шаг вперед.
  • «Период руководства страной Л.И. Брежнева характеризуется кризисом в СССР, охватившим в разной степени все сферы жизни общества».
  • «Период руководства страной Л.И. Брежнева был одним из самых благоприятных, лучших для её населения».

 

 

Задание 25:

Эссе 1964 – 1982 гг