Урок 1-2. Уровень 3. Задание части 2.

Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путём, что и объекты природы, с одной стороны даёт социологии преимущества, а с другой — создаёт трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, — другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться «помочь» исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут...

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу.

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера...

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений. От тех, кто наделён властью, не всегда

можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоёв. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

(Э. Гидденс)

  •          Какое преимущество социологии отмечено в тексте? Как, по мнению автора, социология обеспечивает более ясное или более верное понимание социальной ситуации? Почему социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив?
  •          Какую трудность социологического исследования отметил автор? Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну другую трудность, не рассмотренную в тексте. Какой метод социологического исследования назван в тексте?
  •          Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность групп, обладающих высоким самосознанием, по улучшению общественной жизни.
  •          Почему в современном обществе стала особенно важна высокая культурная восприимчивость по отношению к различным группам в обществе. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

 

 

Задание 25.

  •          Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.
  •          Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «каналы социальной мобильности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о существующих каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее связь процессов социальной мобильности с демократизацией общества.
  •          Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных групп в обществе

 

 

Задание 26.

Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

 

 

Задание 27.

  •          Социологические службы страны Z проводили опрос молодых граждан о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. 72% опрошенных считают, что молодым трудно добиться успеха в жизни, реализовать себя в первую очередь из-за безработицы и бедности. Только 15% называют в этой связи личные качества молодых людей, например инертность и отсутствие целеустремлённости.
  • После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?
  • Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

 

Задание 28.

Составьте план на тему «Молодежь как социальная группа»

Составьте план на тему «Социальная мобильность»

Составьте план на тему «социальная стратификация и ее рол в жизни общества»

Составьте план на тему: «Малые социальные группы в жизни человека»